Вычисления с помощью сгибания, разгибания или указывания пальцев используется человечеством ещё со времён верхнего палеолита. Такой счёт получил широкое распространение в древнем мире и средневековье. Даже вся стандартная система счисления называется десятичной потому, что люди имеют десять пальцев. Конечно, на пальцах можно посчитать не только до десяти или в пределах десяти, но при обучении маленьких детей нужно начинать с малого.
В настоящее время самым универсальным методом для обучения детей счёту является именно использование пальцев. Известный советский педагог-новатор В. А. Сухомлинский даже говорил, что ум детей находится на кончиках их пальцев. Этот этап обучение очень важен, поскольку закладывает основу для дальнейших математических знаний. Параллельное задействование мелкой моторики, звуковых и визуальных раздражителей влияет не только на знание цифр с числами и умение ими манипулировать, но и на всё интеллектуальное развитие в целом.
Учитывая возрастные особенности детей, обычно такой счёт начинают использовать в 2-3 года, такой вид деятельности хорошо привлекает их внимание, удерживая его достаточно долгое время. Пальцы используются и в начальных классах, поскольку с их помощью можно обучать таблице умножения. Ребёнок в этом возрасте любит игру в принципе, поэтому такое игровое обучение показывает достаточно эффективные результаты. Для детей 5-11 лет подходит также уже обучение устному счёту по методике Соробан. Такая методика позволяет развивать оба полушария, поскольку устный счёт задействует множество нейронных связей.
Основы методики счёта на пальцах
Итак, начальные математические знания дети получают обучаясь на пальцах. На протяжении всех упражнений происходит постоянное называние числа параллельно с показыванием нужного количества пальцев. Используется материал разного рода, но самым эффективным является рифмованный стих, поскольку дети сильно ориентируются на фонетику в этом возрасте. Обычный обучающий текст тоже даёт свои плоды. Множество специальных игр задействуют пальцы при счёте, поэтому они называются пальчиковыми. Происходит вовлечение детей таким образом, чтобы они реагировали на текст воспитателя и могли сами показывать число. Например воспитатель рассказывает о трёх медвежатах и дети показывают их количество. Это можно делать и с помощью обучающего видеоматериала или аудиозаписей.
Мнение о вреде счёта на пальцах
Среди некоторых родителей существует мнение, что счёт на пальцах мешает развитию ребёнка, выполняя роль аналогично калькулятору. Дети могут загибать пальцы складывая 4 и 12 и они получают правильный ответ. Но взрослые могли забыть идею такого складывания, тогда они прерывают счёт детей на пальцах и принуждают считать в уме. В большинстве случаев такие действия родителей не дают желаемых результатов, если бы ребёнку не нужны были пальцы, он бы их убрал. Нет никаких подтверждённых исследовательских, что такой метод вредит интеллектуальным способностям ребёнка в дальнейшем. Поэтому стоит относится к этому этапу как к само собой разумеющемуся, особо не заостряя на этом внимание. Конечно, есть и альтернативные способы счёта, например, палочки Кюизенера, которые выполняют аналогичные функции, но пальцы являются самым первым инструментом.