Новые жертвы «Титаника»? Как спасают батискаф с миллиардерами в Атлантике

233

Новые жертвы "Титаника"? Как спасают батискаф с миллиардерами в Атлантике

МОСКВА, 21 июн — РИА Новости. Пять человек третий день находятся на дне Атлантического океана, там, где уже 111 лет лежат обломки «Титаника». На борту, как сообщают СМИ, — британский миллиардер Хамиш Хардинг, французский подводник Поль-Анри Нарголе, а также руководитель и основатель компании OceanGate Expeditions Стоктон Раш. Связь с ними пропала в воскресенье. Шансы выжить тают с каждым часом. О ходе спасательной операции и об опасности подводных исследований — в материале РИА Новости.

Богатые тоже тонут

«Это экспериментальное судно не было одобрено или сертифицировано. Путешествие на нем может привести к травмам, эмоциональным потрясениям или даже вашей гибели» — документ с таким предупреждением должен подписать каждый турист, решивший отправиться к «Титанику». Экстремальные погружения организует компания OceanGate Expeditions. Цена — 250 тысяч долларов.

OceanGate Expeditions подтвердила исчезновение батискафа «Титан» (неофициальное название аппарата). Официальной информации о том, в каком состоянии туристы на борту и есть ли разгерметизация, на момент подготовки этого материала не было.«

"Молюсь, чтобы их нашли", — сказал сын миллиардера Брайан Раш.

Кислорода хватит на 96 часов, то есть на четверо суток. Но на спасательную операцию может потребоваться больше времени.

Новые жертвы "Титаника"? Как спасают батискаф с миллиардерами в Атлантике

Закат над Атлантическим океаном

В поисках участвуют Береговая охрана, самолеты — военно-транспортный C-130 от США и противолодочный P8 Poseidon от Канады. Корабль с роботом-разведчиком отправила Франция.

СМИ уточняют: правительство США не позволило Британии присоединиться к поискам.

В воду сбросили звукоулавливающие буйки. Обследуемая акватория в северной части Атлантического океана — почти 15 тысяч квадратных километров.

Связь под водой сложнее, чем в космосе

«Мы вынуждены предположить самое страшное. Если резко пропала связь, значит, затопило корпус», — прокомментировал ситуацию РИА Новости исполнительный директор Центра подводных исследований Русского географического общества, пилот подводных аппаратов Сергей Фокин.

Читайте также:  Посол России порекомендовал бизнесу присмотреться к туризму в Джибути

По его словам, у любого судна, «хоть сколько-нибудь адекватно спроектированного», есть протоколы аварийной работы, батареи. Связь — это то, что должно сохраняться постоянно.

Профессор Австралийского центра робототехники Сиднейского университета Стефан Б. Уильямс в научном издании The Conversation объяснил, что «Титан» должен был поддерживать связь через транспондер (устройство для приема гидроакустического сигнала) и приемопередатчик (гаджет, который может как передавать, так и принимать сообщения) на надводном корабле.

Новые жертвы "Титаника"? Как спасают батискаф с миллиардерами в Атлантике

Батискаф «Титан»«

"Титан" — фактически на батарейках. Учитывая, что он потерял связь со своим надводным кораблем, возможно, произошел сбой питания", — указывает Уильямс.

Аппарат рассчитан на пять человек и глубину погружения до 4000 метров. Длина — 6,7 метра, вес — 10,4 тонны, скорость — 5,56 километра в час (три узла), но чем глубже — тем меньше. На борту особого комфорта нет.

Новость о том, что один из членов экипажа батискафа, ирландский исследователь Рори Голден, «вышел на связь», оказалась ошибкой. Он находится на Polar Prince, с которого и спустили батискаф. А сами участники экспедиции не могут писать в соцсети.

«Выход в интернет из-под воды — это отдельная история. Насколько мне известно, аппарат не оснащен соответствующими технологиями», — отметил Сергей Фокин.

Под водой практически нет связи, добавляет замдиректора по научной работе Института проблем морских технологий имени академика М. Д. Агеева ДВО РАН Александр Зуев.«

"Мы можем получить фотографии с Марса спустя несколько минут, а подводную картинку онлайн — нет, — подчеркивает он. — Гидроакустическая связь предназначена для передачи простейших коротких сообщений".

«Да, они еще могут быть в порядке. У них есть кислород до четверга и семь способов подняться на поверхность», — написал в Twitter журналист CBS Дэвид Пог, который полгода назад погружался к «Титанику». У них тоже пропадала связь, но не на такой срок. Тогда, по данным СМИ, туристы заблудились на 2,5 часа.

Читайте также:  Частный узбекский лоукостер запускает рейсы в Москву

Что могло случиться

Пока аппарат не найдут, понять, что случилось, нельзя. Бывший замглавы МЧС России Михаил Фалеев назвал две возможные причины. Первая: неисправность в системе воздушного вытеснения балласта, из-за чего не удалось всплыть. Вторая: аппарат попал в неудачное место, например, в достаточно массивные обломки «Титаника», и застрял.

Сергей Фокин рассказал об особенностях конструкции: два титановых навершия соединены цилиндрическим корпусом из композитных материалов. «Не исключено, что это соединение оказалось недостаточно прочным и целостность нарушилась именно там», — предполагает эксперт.

По его мнению, велика вероятность, что аппарат уже затоплен и корпус утратил герметичность.

Стефан Б. Уильямс также допускает этот вариант. «Хотя аппарат выдерживает сильное глубоководное давление, любой дефект в его форме или конструкции может стать фатальным — причем есть риск взрыва», — говорит ученый.

Другая возможная причина катастрофы, добавляет он, — пожар на борту, например, из-за короткого замыкания в электросети. В таком случае вышли из строя системы, отвечающие за навигацию и управление судном.

Найти и поднять

По словам Фокина, даже если аппарат цел, герметичен, в нем есть кислород и экипаж жив, шансы на спасение невысоки. «Самое сложное на таких глубинах — именно обнаружить батискаф. Поднять его — при условии, что корпус цел — проблема нетривиальная, но решаемая», — объясняет он.

Но подводное судно находится рядом с крупным объектом, «Титаником». И это примерно как искать иголку в стоге сена. «Если бы в чистом поле лежал, все было бы относительно просто. А так с поверхности крайне сложно различить, что — «Титаник», а что — искомый аппарат», — уточняет Фокин.

Бывший офицер-подводник и руководитель проекта по спасению подводных лодок ВМС Австралии Фрэнк Оуэн в беседе с телеканалом Sky News указал, что, если судно застряло, достать его будет сложно.

Читайте также:  Малайзия изменила правила въезда для туристов

Новые жертвы "Титаника"? Как спасают батискаф с миллиардерами в Атлантике

Корпус «Титаника» на дне Атлантики«

"Главная трудность — глубина. Больше трех с половиной километров. Там, я думаю, уже ничего не получится, спасти никого не удастся, к сожалению", — поделился своим мнением с РИА Новости старший преподаватель кафедры океанологии географического факультета МГУ Сергей Мухаметов.

Удачных спасательных операций на такой глубине еще никто не проводил, напомнил он.

Новые жертвы "Титаника"? Как спасают батискаф с миллиардерами в Атлантике

«Титаник» на дне

Надежда на чудо и роботов

Остается надеяться на то самое чудо, удачу, которая зачастую пересиливает любые вероятностные расклады, говорит Фокин. «Мало того что это человеческие жизни, это еще и наши коллеги, подводные исследователи. Мы за них переживаем, надеемся на благоприятный исход», — подчеркивает он.

Руководитель лаборатории научной эксплуатации глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии РАН профессор Анатолий Сагалевич, который 57 раз спускался к «Титанику», отмечает, что подводным исследованиям и туризму нужны финансы, хорошие суда, измерительные системы.

Новые жертвы "Титаника"? Как спасают батискаф с миллиардерами в Атлантике

Демонстрация подводного робота в бассейне ДВФУ

«Морские подводные экспедиции проходят в сложных условиях, где и человеческий фактор может привести к фатальным последствиям», — говорит Александр Зуев из Института проблем морских технологий. Погружения очень опасны, поэтому сейчас ставку делают на автономных интеллектуальных роботов.

«Люди для таких экспедиций должны быть подготовлены почти как для полета в космос, — добавляет он. — Среда крайне агрессивная: давление, перепад температур. Техника должна быть абсолютно надежной, но и это не дает стопроцентную гарантию».

Эксперты напоминают, что потерпевший крушение аппарат спроектировали в инициативном режиме, без должного сопровождения конструкторских работ. Но туристов-миллиардеров об этом предупреждали.