МОСКВА, 8 сен — РИА Новости. Тысячи авиапассажиров столичных аэропортов вынуждены часами ждать вылета рейса. Путешественники нервничают, считают убытки от потерянных билетов, несостоявшихся стыковок и подпорченных каникул. На что имеют право туристы, если не получается вовремя отправиться в оплаченную поездку или она вообще срывается, — в материале РИА Новости.
До Москвы довезут
«Ежедневно утром видим новости о задержке рейсов. Не понимаем, как и откуда вылетать. Может, купить билеты на поезд? Не хочется провести несколько часов в аэропорту, да еще и с детьми», — говорит Наталья Губернаторова, которая собирается в отпуск из Москвы в Минводы.
Девушка спит в зале ожидания аэропорта
Пассажиров пугают не только задержки, но и перспектива на обратном пути приземлиться не в Москве, а в других городах. Так было на прошлой неделе, когда семь самолетов улетели в Санкт-Петербург и столько же совершили посадку в Нижнем Новгороде. Еще восемь вместо Домодедово отправились в Казань.
Впрочем, авиаперевозчик обязан доставить пассажира к месту назначения, указанному в авиабилете. «Если рейс приземляется, например, в Нижнем Новгороде вместо Москвы, компания все равно должна довезти путешественников в столицу, — объясняет глава правовой комиссии РСТ, гендиректор юридического агентства «Персона грата» Георгий Мохов. — Как правило, они летят на том же самолете, их иногда и не высаживают».
Кто заплатит за комфорт
Федеральные авиационные правила гласят: «Перевозчик вправе отменить, задержать рейс, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов».
При этом обязанность позаботиться о комфорте пассажиров с авиакомпании не снимается и причина задержки вылета тут не важна, отмечает адвокат Клуба защиты прав туриста Маргарита Еремеева.«
"Считаю, что в случае задержки рейса по соображениям безопасности пассажир имеет те же права, как если бы ожидание затянулось по метеоусловиям", — подчеркивает эксперт.
Это значит, что путешественники могут потребовать обеспечить хранение багажа, а семьи с детьми до семи лет — предоставить комнату матери и ребенка. Если рейс задерживается на два часа, компания должна выдать прохладительные напитки, дать возможность сделать два телефонных звонка или отправить два сообщения по электронной почте.
Пассажиры поднимаются по трапу в салон самолета Airbus A321-211 авиакомпании «Аэрофлот»
Если ожидание вылета затянулось на четыре часа, пассажиров необходимо обеспечить горячим питанием и делать это далее каждые шесть часов днем и восемь — ночью. Нередко туристам выдают ваучер на визит в одно из заведений в зоне вылета или же сотрудники перевозчика приносят воду и сэндвичи к стойке регистрации.
При задержке более восьми часов днем и шести ночью пассажиры вправе потребовать размещение в гостинице и трансфер до нее и обратно.
Погрузка багажа в самолет в аэропорту Домодедово«
"Обычно авиакомпании выполняют эти условия, когда задержан один рейс. Сложнее, когда таких бортов двадцать", — отмечает Георгий Мохов.
Работники аэропортов сочувствуют путешественникам. «Сотрудники Шереметьево оказывают пассажирам дополнительную поддержку и помощь: консультируют и предоставляют необходимую информацию, обеспечивают оперативную связь с представителями авиакомпании», — рассказали в пресс-службе.
Впрочем, туристы могут сами заплатить за питание или номер в отеле, а потом обратиться к перевозчику за возмещением потраченных сумм, уточняет Мохов. Также имеют право потребовать с авиакомпании компенсацию за просрочку доставки себя, багажа и груза. Выплата составит 100 рублей за час ожидания. При этом сумма не может превышать половины стоимости авиабилета.
Риск стыковки
Сейчас многие россияне летают за границу с пересадками. «Если в результате задержки рейса турист опаздывает на стыковочный, выполняемый одной и той же авиакомпанией, то она обязана доставить пассажира в пункт назначения любым следующим лайнером», — рассказывает Мохов.
Важно отличать стыковку от пересадки: в первом случае у вас на руках единый билет и перевозчик отвечает за все составные части перелета, объясняет Еремеева.
Если проездные документы покупали отдельно на разные сегменты полета, то риски несет турист.
В случае отмены рейса авиакомпания обязана вернуть клиенту деньги за билет, говорит Еремеева.
Также пассажиры вправе потребовать возмещения убытков, если из-за задержки потеряли дни отдыха, не попали в круиз или на мероприятие.
Тем, кто купил путевку, стоит знать: туроператоры не могут влиять на решения, которые касаются безопасности. Их принимает аэропорт или командир ВС, пояснили в Tez Tour. «У нас были единичные случаи с небольшой задержкой рейса, но говорить о массовых проблемах не приходится», — сообщили в пресс-службе компании.
Время и деньги
Большинство задержек рейсов сейчас происходит в ночные и утренние часы, поэтому лучше выбирать для вылета другое время суток, предупреждает исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
Тем более что доля ночных перелетов — менее 15 процентов, это лишь каждое седьмое бронирование, подсчитали в «Авиасейлс».
Кроме того, по возможности нужно покупать билеты одной авиакомпании или хотя бы единый билет до конечной точки, советует Мохов. Также целесообразно увеличить время стыковки и тем более пересадки.
Туристы, прилетевшие из Египта, в аэропорту Домодедово
Важно: страховку от невылета приобретать туристу не стоит, это не поможет. «Она распространяется на события, которые случаются с самим путешественником. Например, перелом ноги, отказ в визе», — поясняет Мохов.«
Еще эксперты предлагают пассажирам внимательно изучить все альтернативы. "Не исключено, что стыковку можно сделать не в Москве, а в другом городе. Или какой-то сегмент дороги заменить наземным транспортом", — обращает внимание Олег Пантелеев.
Есть и универсальный совет: взять побольше денег на непредвиденные расходы. Если авиакомпания отправит самолет на запасной аэродром, порой быстрее добраться до пункта назначения самостоятельно и уже потом договариваться о возмещении ущерба.6 сентября, 19:19