МОСКВА, 6 авг — РИА Новости, Светлана Давыдова. Сегодня отмечают День железнодорожника, а РЖД в этом году еще и празднует 20-летие. О том, как поезда стали не только средством передвижения, чем помогли санкции, а также о самых интересных туристических маршрутах от Сибири до Абхазии — в материале РИА Новости.
Пути истории
Отмечать праздник начали еще в конце XIX века, 30 октября: именно в этот день в 1837 году отправился первый поезд по прогулочному маршруту Царское Село — Санкт-Петербург.
В 1896-м торжество перенесли на 25 июня, когда погода позволяет массовые народные гуляния, приурочив дату ко дню рождения Николая I. Именно во времена его правления были построены первые магистрали, в том числе Санкт-Петербург — Москва.
Железная дорога на побережье Черного моря в Туапсинском районе
Проводница в вагоне с новым интерьером в высокоскоростном поезде "Сапсан" на Ленинградском вокзале Москвы
Ребенок в поезде
Железная дорога на побережье Черного моря в Туапсинском районе
Проводница в вагоне с новым интерьером в высокоскоростном поезде "Сапсан" на Ленинградском вокзале Москвы
Ребенок в поезде
После революции праздник отменили, и вернулся он только в 1936-м по приказу Сталина. До 1940-го отмечали 30 июля, но потом передвинули на август, первое воскресенье — тогда единственный выходной день на неделе.
Футурологи ошиблись
С появлением массовой гражданской авиации пассажирским поездам прочили исчезновение, называя их пережитком прошлого.
Но отрасль в России бурно развивается, особенно сейчас, когда часть аэропортов юга закрыта. Санкции тоже помогли: аналоги немецкого Siemens в России, как выяснилось, делать умеют.
Машинист перед отправлением электропоезда "Ласточка" на железнодорожном вокзале в Сочи
Пассажир двухэтажного скорого поезда "Таврия" из Москвы на железнодорожном вокзале Феодосии
Презентация головного вагона нового поезда "Иволга 3.0" на Ярославском вокзале Москвы
Машинист "Поезда Деда Мороза" во время презентации на Казанском вокзале Москвы
Машинист перед отправлением электропоезда "Ласточка" на железнодорожном вокзале в Сочи
Пассажир двухэтажного скорого поезда "Таврия" из Москвы на железнодорожном вокзале Феодосии
Презентация головного вагона нового поезда "Иволга 3.0" на Ярославском вокзале Москвы
Машинист "Поезда Деда Мороза" во время презентации на Казанском вокзале Москвы
Новые вагоны строят в стране давно. Основной разработчик и производитель — «Трансмашхолдинг» (ТМХ). Традиционно поездам дают «птичьи» названия: «Кукушка», «Дятел», «Стриж», «Сокол», «Орлан», «Иволга», «Сапсан», «Ласточка». И даже «Попугай» — его разработали еще в 1988-м. У этого состава яркая расцветка: голубой, синий и контрастные вкрапления красного.
Сегодня вагоны соответствуют требованиям современных пассажиров, которые хотят не просто быстро добираться до пункта назначения, но и ехать с комфортом, подчеркивает в беседе с РИА Новости заместитель генерального директора РЖД Дмитрий Пегов. Достаточное количество розеток, зарядок для гаджетов, биотуалетов, никого уже не удивишь душем и микроволновкой, а угольные титаны сменились термопотами и кулерами.
Интерьер вагона-ресторана первого туристического поезда «Сочи» во время прибытия на железнодорожный вокзал Сочи из Туапсе в сезоне 2023 года
У проводника можно приобрести не только чай (со знаменитым подстаканником), но и дорожные товары, а также мерч.
«Пять звезд» и даже выше
Первым частным пассажирским поездом категории люкс стал «Гранд-Экспресс» между Петербургом и Москвой, запустили его 15 июля 2005 года. Плацкартных мест там нет. Он изначально задумывался как фешенебельный отель на колесах — с соответствующими ценами, дизайном и обслуживанием.
В 2023-м состав прошел ребрендинг: изменили интерьер всех купе, люксов и ливрею вагонов. Стоимость билетов зависит от класса обслуживания.
Женщина бежит по платформе Ленинградского вокзала рядом со стоящим поездом "Гранд-Экспресс" сообщением Москва — Санкт-Петербург
Замок на двери купе российского поезда "Гранд-Экспресс" сообщением Москва — Санкт-Петербург
Пассажиры у поезда "Гранд-Экспресс" на Московском вокзале в Санкт-Петербурге
В купе спального вагона I класса нового российского поезда класса люкс — "Гранд-экспресс" сообщением Москва — Санкт-Петербург
Женщина бежит по платформе Ленинградского вокзала рядом со стоящим поездом "Гранд-Экспресс" сообщением Москва — Санкт-Петербург
Замок на двери купе российского поезда "Гранд-Экспресс" сообщением Москва — Санкт-Петербург
Пассажиры у поезда "Гранд-Экспресс" на Московском вокзале в Санкт-Петербурге
В купе спального вагона I класса нового российского поезда класса люкс — "Гранд-экспресс" сообщением Москва — Санкт-Петербург
Еще один частный перевозчик, «Тверской экспресс», запустил в 2006-м поезд «Мегаполис» повышенной комфортности . А в июле 2023-го — «Ночной экспресс» с впечатляющим стильным черно-золотым узором из лун и звезд, лаундж-дизайном, премиальным постельным бельем и люксовыми принадлежностями. Оба следуют по популярному маршруту Москва — Санкт-Петербург.
В вагоне-ресторане первого в России частного туристического поезда, презентация которого состоялась на Белорусском вокзале
Первый в России частный туристический поезд, презентация которого состоялась на Белорусском вокзале
Первый в России частный туристический поезд, презентация которого состоялась на Белорусском вокзале
Машинист в кабине высокоскоростного поезда "Сапсан" на линии Санкт-Петербург — Москва
Проводница у высокоскоростного поезда "Сапсан" на Ленинградском вокзале Москвы по маршруту Москва — Санкт-Петербург
В вагоне-ресторане первого в России частного туристического поезда, презентация которого состоялась на Белорусском вокзале
Первый в России частный туристический поезд, презентация которого состоялась на Белорусском вокзале
Первый в России частный туристический поезд, презентация которого состоялась на Белорусском вокзале
Машинист в кабине высокоскоростного поезда "Сапсан" на линии Санкт-Петербург — Москва
Проводница у высокоскоростного поезда "Сапсан" на Ленинградском вокзале Москвы по маршруту Москва — Санкт-Петербург
Пожалуй, самый роскошный поезд в России — транссибирский экспресс «Золотой орел», датой рождения которого считается апрель 2007-го. Здесь все тщательно продумано для туристических и деловых поездок по самой длинной железнодорожной магистрали в мире. Стоимость билета может превышать один миллион рублей на человека. Компания уже давно вышла за пределы Транссиба — пассажиров возят практически по всей России (в том числе по БАМу) и за рубеж.
Отель на колесах
Железнодорожные круизы последние пару лет — на пике популярности. «Всегда завидовала автомобилистам, которые могут сесть в машину и ехать по какому-то маршруту, осматривая достопримечательности. Хорошо, что железнодорожники придумали для «безлошадных» такие туры. Я уже побывала в нескольких и планирую продолжить. Это уникальная возможность изучить свою страну», — говорит путешественница Наталья Смирнова.
Пассажирский поезд идет по Транссибу возле зарослей иван-чая (кипрея) в западносибирской тайге в Козульском районе Красноярского края
Вид из окна пассажирского поезда на Транссибирской железнодорожной магистрали в Иркутской области
Проводник в вагоне нового скоростного поезда "Стриж", отправляющегося по маршруту Москва — Нижний Новгород с перрона Курского вокзала
Пассажирский поезд идет по Транссибу возле зарослей иван-чая (кипрея) в западносибирской тайге в Козульском районе Красноярского края
Вид из окна пассажирского поезда на Транссибирской железнодорожной магистрали в Иркутской области
Проводник в вагоне нового скоростного поезда "Стриж", отправляющегося по маршруту Москва — Нижний Новгород с перрона Курского вокзала
Из плюсов: не нужно заморачиваться с поиском жилья, бегать с чемоданами, да и вид за окном меняется. Изобретение не новое: еще в советское время были, например, «Поезда здоровья», которые колесили по популярным маршрутам с экскурсиями, останавливаясь на день в специальных пунктах с бытовыми удобствами.«
"Формат позволяет днем осматривать новые города, а вечером возвращаться и полноценно отдыхать. В составы туристических поездов включаются современные вагоны, где предусмотрено все необходимое для комфортного путешествия. А в пути следования о пассажирах заботятся лучшие сотрудники", — прокомментировали в пресс-службе ФПК.
Первым туристическим ретропоездом, который создал холдинг РЖД, стал «Рускеальский экспресс» на паровозной тяге. В дебютный рейс он отправился 1 июня 2019 года и по сей день пользуется ажиотажным спросом.
Ретропоезд "Рускеальский экспресс", курсирующий по маршруту Сортавала — Горный парк "Рускеала" — Сортавала
Ретропоезд «Рускеальский экспресс»
Проводники ретропоезда "Рускеальский экспресс", курсирующего по маршруту Сортавала — Горный парк "Рускеала" — Сортавала, на железнодорожном вокзале Сортавалы
Ретропоезд "Рускеальский экспресс", курсирующий по маршруту Сортавала — Горный парк "Рускеала" — Сортавала
Ретропоезд «Рускеальский экспресс»
Проводники ретропоезда "Рускеальский экспресс", курсирующего по маршруту Сортавала — Горный парк "Рускеала" — Сортавала, на железнодорожном вокзале Сортавалы
В 2020-м появился ретропоезд «Сочи». По маршруту Туапсе — Сочи — Гагра он курсирует с конца апреля — начала мая по начало ноября и в новогодние праздники. Основная особенность в том, что вагоны выполнены в стилистике 1980-х, при этом состав полностью соответствует современным требованиям комфорта.
Картина в вагоне нового туристического поезда "Сочи" сообщением Туапсе — Сочи — Гагра
Новый туристический поезд "Сочи" сообщением Туапсе — Сочи — Гагра на платформе железнодорожного вокзала города Сочи
Пассажирка в вагоне-ресторане нового туристического поезда "Сочи" сообщением Туапсе — Сочи — Гагра
Картина в вагоне нового туристического поезда "Сочи" сообщением Туапсе — Сочи — Гагра
Новый туристический поезд "Сочи" сообщением Туапсе — Сочи — Гагра на платформе железнодорожного вокзала города Сочи
Пассажирка в вагоне-ресторане нового туристического поезда "Сочи" сообщением Туапсе — Сочи — Гагра
«Важно, что на границе с Абхазией не нужно выходить из поезда и покидать места для прохождения таможенного контроля», — отмечает пресс-служба ФПК.
Про новинки и хиты
Количество туристических составов увеличивается. Сейчас предлагается более 25 различных проектов — и круглогодичные («В Карелию», «Серебряный маршрут»), и сезонные («Жемчужина Кавказа» по пяти южным республикам).
Есть и «событийные» составы. Например, «Ко Дню Победы» — к местам боевой славы и мемориалам Великой Отечественной войны или «Цветущая степь», который доступен только в сезон тюльпанов в Калмыкии.
Символ Победы — ретропоезд "Победа" прибывает на железнодорожный вокзал Новороссийска
Люди встречают ретропоезд "Эшелон Победы" на вокзале Новосибирск-Главный
Девушка на перроне перед посадкой в туристический поезд "Белорусский вояж" на Белорусском вокзале в Москве
Символ Победы — ретропоезд "Победа" прибывает на железнодорожный вокзал Новороссийска
Люди встречают ретропоезд "Эшелон Победы" на вокзале Новосибирск-Главный
Девушка на перроне перед посадкой в туристический поезд "Белорусский вояж" на Белорусском вокзале в Москве
Большой интерес вызывают туры в Карелию, на юг России и в города Русского Севера. Места в такие поезда, как правило, раскупаются задолго до даты отправления. «Чтобы найти нужные билеты по выгодной цене, следует озаботиться организацией путешествия по меньшей мере за три-четыре недели, а еще лучше — за пару месяцев», — советуют эксперты АТОР.
«В этом году появились новинки. Это эногастрономический круиз «К виноградникам у моря» по маршруту Москва — Тамань — Новороссийск — Москва, где предлагают дегустации. Туристы посещают, например, Абрау-Дюрсо, Chateau Tamagne и «Мысхако». А еще «Грушинский экспресс», который вез из Санкт-Петербурга и Москвы на популярный фестиваль авторской песни», — рассказывают в пресс-службе ФПК.
Встреча поезда
Пассажирка поезда
Путешествия на поездах
Встреча поезда
Пассажирка поезда
Путешествия на поездах
В первое путешествие 4 августа отправился туристический поезд «В долину лотосов». Маршрут Москва — Верхний Баскунчак — Астрахань — Москва рассчитан на четыре дня. За это время туристы могут не только полюбоваться знаменитыми цветами в дельте Волги, но и ознакомиться с культурой и архитектурой столицы области, отведать арбузов и рыбы, искупаться в соленом озере Баскунчак.
Цветущие лотосы в дельте Волги на территории Астраханского биосферного заповедника
«В ноябре туристов ждут новые предложения. К примеру, увидеть суровую красоту Русского Севера, отправившись в поездку в круиз «К северному сиянию» сообщением Москва — Петрозаводск — Мурманск — Вологда — Москва», — говорят в пресс-службе ФПК.
Частные перевозчики тоже организуют такие поездки. Они бывают комбинированные — с проживанием в отелях и питанием в ресторанах. Стоимость — от 20 тысяч до миллиона рублей на человека в зависимости от программы и категории обслуживания.