МОСКВА, 8 ноя — РИА Новости, Светлана Баева. Сотни туристов в минувшие выходные застряли в Китае из-за непогоды. «Просим срочно принять меры, денег на гостиницы нет, визы, билеты просрочены», — сообщили они. Благовещенск — на другом берегу Амура. Но эти полкилометра оказались непреодолимыми. О том, почему возникла такая ситуация и скажется ли это на российско-китайских отношениях, — в материале РИА Новости.
Деньги закончились, билеты пропали
«Заканчиваются деньги, лекарства, пропадают билеты на поезда и самолеты у иногородних. Просим принять меры для решения вопроса по возвращению российских граждан. Особо подчеркиваем, что мы все — туристы, выехали в составе групп», — цитирует ЭПИ «Порт Амур» обращение тех, кто застрял в городе Хэйхэ.«
"Пять дней сидели в Китае, не могли уехать. Очень много людей. На таможне — кошмар", — передает слова туристов ГТРК "Амур" в программе "Вести — Амурская область".
Люди просили вывезти их с помощью МЧС, вернуть на родину по международному мосту Благовещенск — Хэйхэ.
Новый мост через Амур из России в Китай. Благовещенск
Третьего ноября из-за льда не смог прибыть теплоход. Пассажирами занялись китайские суда на воздушной подушке. На следующий день подключились и российские — пассажирского порта «Амурассо». Однако массивные ледяные торосы выводили их из строя.
«На пункте пропуска Хэйхэ находится порядка 100 российских граждан. Их просят сохранять спокойствие и соблюдать очередь на посадку», — сообщало Минэкономразвития Амурской области.
«Нас тут уже более 200 человек. Куда обращаться? Куда жаловаться? Билеты на самолет были лично у нас на вчерашний рейс», — написала в телеграм-канале одна из туристок.
Мосты в проработке
К пятому ноября, как проинформировали в Минэкономразвития региона, вернулись примерно 500 человек. В КНР из Благовещенска отправилось 256. «Помимо двух российских СВП, действуют и китайские», — уточнили в ведомстве.
Вчера вечером обстановка оставалась сложной. «В Хэйхэ переправы ждут порядка 30 человек. Миэкономразвития и внешних связей находится в постоянном контакте с китайскими коллегами», — отметили в пресс-службе правительства Амурской области.
Судно на воздушной подушке
По словам заведующей кассовым залом Анны Василевской, подобные сложности регулярно возникают в межсезонье. Вместимость теплоходов — около 200 пассажиров, СВП — максимум 20. В день российские СВП совершают восемь-десять рейсов, столько же — китайские.«
"Ситуация на Амуре меняется ежедневно. В работе сейчас два судна на воздушной подушке, одно вместимостью 16 человек, второе — 18, — пояснила Анна Василевская. — Каждый случай рассматривается индивидуально. В первую очередь уезжают социально незащищенные, инвалиды и те, кто собрался на лечение. В приоритете и транзитные".
Мост доступен только для грузовиков. «Условий для пассажиров на этом пункте пропуска нет», — подчеркнула замминистра транспорта и дорожного хозяйства области Светлана Попова.
Пассажирский пункт могут открыть к середине 2024-го. Еще вариант — понтонный мостовой переход. Этот вопрос «в проработке».
Мужчина на набережной реки Амур в Благовещенске. На противоположном берегу — здания в Хэйхэ (КНР)
Туристам рекомендуют воздерживаться от поездок в Хэйхэ без особой необходимости.
Похожая проблема была и в Приморье. Из-за снегопада 6 ноября прекратилось автобусное сообщение между городом Мишань в Китае и приморским Камнем-Рыболовом в Ханкайском районе. Но вчера все туристы вернулись в Россию. Фирма-организатор на время непогоды разместила клиентов в гостинице.
Пункт пропуска «Мишань» в КНР
«В целом мы довольны, дополнительный день в Мишане — это приятно», — цитирует портал «Владивосток онлайн» одну из туристок.
Не снизили градус скандала
«Да, ледовая обстановка не позволяет безопасно доставить пассажиров. Но это значит, что их нужно собрать в автобусы, развезти по гостиницам, дать возможность спокойно подождать переправы либо приобрести билеты на другие суда», — прокомментировал ситуацию с Хэйхэ глава правовой комиссии РСТ, гендиректор юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов.
По его словам, «некрасива сама ситуация, так как никто не включился в ее решение, чтобы снизить градус скандала».
Юрист напомнил, что компания «Амурассо», о которой говорят в СМИ, значится в Федеральном реестре туроператоров. Они несут ответственность за все оказываемые услуги. Однако неизвестно, бронировали там туры или только перевозку с гостиницей и в этой ли компании.
Вид на город Хэйхэ (КНР) с набережной реки Амур в Благовещенске
В ассоциации «Мир без границ» РИА Новости пояснили: билеты туристы покупали в «Амурассо», но не у туроператора, а в транспортной фирме. «По факту это перевозчик. Да, есть туроператор с таким же названием, но все, кто застрял, обращались именно к перевозчику», — утверждают в этой организации.
Но даже если так, говорит Георгий Мохов, компания должна либо доставить пассажиров в место назначения, либо обеспечить комфортное ожидание.
Судебные перспективы достаточно хорошие
«Мы наблюдаем злостное нарушение прав потребителей, они вправе требовать возмещения ущерба и морального вреда, — отмечает юрист. — Если туристы еще и с детьми, то сумма возрастает многократно. Судебные перспективы у такого иска достаточно хорошие».
Хотя компенсировать потерянные из-за задержки в Китае авиабилеты непросто. «
"В любом случае все правоотношения должны быть с той компанией, которая обеспечивает транспортные услуги. В досудебном порядке этот вопрос вряд ли решить", — полагает председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
На такие ситуации не распространяется компенсация невозвратных билетов на самолеты, добавил он. Авиакомпании ничего не обязаны возмещать.
Вид на город Хэйхэ (КНР) с набережной реки Амур в Благовещенске
Управление Роспотребнадзора по Амурской области выразило готовность оказать содействие в подготовке претензий и исков.
На туризме не скажется, с визами проблем не будет
С момента возобновления безвиза для групп, сообщает АТОР, в Китае по этой схеме побывало около 70 тысяч россиян.«
"Не думаю, что произошедшее окажет негативное влияние на российско-китайский туризм, — сказал председатель совета ассоциации "Мир без границ" Александр Львов. — Это стандартная ситуация, она возникала постоянно — погода! Но люди едут на свой страх и риск".
И с визами не должно быть сложностей. «До пандемии, когда возникали подобные проблемы и именно на линии Благовещенск — Хэйхэ, китайцы спокойно выпускали наших позже положенного срока, — говорит эксперт. — Это вне правовых рамок, но тут форс-мажор».
Безвизовый обмен практически везде действует нормально, добавил Львов. Правда, высокий сезон закончился, следующий пик — Новый год.